Мой опыт поиска альтернативы школьному и дошкольному образованию. Решения. Выводы. Что делать?
Содержание:
- Чем же плохо стандартное дошкольное и школьное образование по моему мнению?
- Какие есть альтернативы стандартному школьному образованию?
- Пример дошкольного образования, которым пользуюсь я
- Проблема в том, что для большинства – это слишком сложно.
- Что же делать?
- Получается, если школа не совсем жесть, то шанс на спасение есть…
- Рекомендую посмотреть фильм «Школа Саммерхилл»
- Видеоверсия статьи с дополнениями и пояснениями:
Ну что же… Добрался я и до этой темы….
Начнем с того, что современная жизнь – экспресс, летящий на бешеной скорости.
Все настолько быстро меняется, что от жизни, которая была, например, 20 лет назад, ничего не осталось. Если не успевать за изменениями, то очень быстро можно стать динозавром. Динозавром для этого мира и для своих детей.
Когда речь заходит об изменениях, обычно в голове всплывают образы айфонов, компьютеров, электромобилей – именно это понимается под изменениями окружающего мира, но если посмотреть внимательно, то меняется и всё другое.
Подходы к жизни, к психологии, к принципам успеха, к воспитанию детей, даже взгляды на вопросы судьбы и Бога становятся другими.
Например, еще 20 лет назад вегетарианство приравнивалось к сектанству и психическому расстройству, а теперь в стране сотни вегетарианских ресторанов, тысячи людей, которые питаются таким образом, появляются детские сады и школы, где есть такой тип питания.
Даже подход к рождению детей меняется. Набирают популярность естественные роды. Возникают вопросы о времени перерезания пуповины, о сроке кормления детей, стимуляции родовой деятельности и так далее.
Мир стал совсем другим всего за 20 лет, а через еще 20 он еще больше изменится, но что мы видим в дошкольном и школьном образовании? Есть изменения даже здесь, но всё меняется слишком медленно и не всегда в нужную сторону.
Чем же плохо стандартное дошкольное и школьное образование по моему мнению?
У меня есть ценности, которые я хочу передать своему ребенку. Проблема в том, что всем этим ценностям не учат в школе, а, наоборот, противоречат им.
1. Я хочу, чтобы мой ребенок вырос счастливым. Есть ли такой предмет, как счастье? Нет. Наоборот, школа скорее сделает его несчастным, если он возьмет жизненные принципы из этой системы.
2. Чтобы мой ребенок был здоровым. Есть ли в школе йога или суставная гимнастика, или еще что-то, что привьет ребенку привычку заниматься своим телом и поддерживать его в хорошей форме? Физкультура в классической школе – полнейший бред. Лазить по канату и бегать 100 метров? Кому это надо! Особенно девочке. Что это даст? Ничего.
3. Чтобы ребенок развивался духовно, личностно. Нет таких предметов в том виде, как они должны быть. Появился предмет, на котором учитель рассказывает о религиях, но учитель не является экспертом в этой области, а рассказывает то, что написано в учебнике..
4. То, чем кормят детей в обычной школе, я не приемлю. Мой опыт говорит, что такое питание вредит психике, физическому здоровью, а самое главное – приучает детей к тому, что так питаться – это нормально!
5. Есть ли информация о том, как найти себя в этом мире? Найти свое призвание? Уроки предпринимательства для мальчиков, уроки быть женщиной для девочек? Нет.
6. Отношения, психология. Я не хочу, чтобы мой ребенок был насквозь пропитан тем, что транслируют по телевизору. Секс, пиво, секс, пиво, развлечения, пиво….. Брррррр…. Где Истиннные ценности в школе? Где разговор о семейных ценностях?
Список можно продолжать, но есть еще один важный момент. Сами учителя. Учителя будут вбивать в голову детям свое мировоззрение. Кто будет учить моих детей? Счастливые или несчастные люди? Нервные или спокойные? Добрые или злые?
Еще важный момент. Цель школы? Цель школы – сдать ЕГЭ. Я хочу, чтобы цель была – счастливый человек, который будет вспоминать время, проведенное в школе, с радостью, а на выходе из нее будет максимально приспособлен к окружающему миру, где сможет реализовать себя в профессии, семье и жизни.
Для меня есть еще особенное требование. Как ни крути, но общество разделилось. Есть люди, которые живут по одним принципам, а есть, кто живет по другим. Хочется, чтобы ребенок находился в обществе детей, чьи родители разделяют мою жизненную позицию, которая состоит в том, что человек должен развиваться не только материально, но и духовно, что курить, пить и так далее – это ненормально, это разрушительно для человека.
Приходишь на детскую площадку, а там, пока ребенок играет в песочнице, мама и папа распивают алкоголь или курят сигареты. Ребенок видит все это. Потом ребенку придется расти в таком обществе.
Критиковать школьное и дошкольное образование можно до бесконечности. Можно еще упомянуть и об эффективности, о том, что при ином подходе вся программа проходится за несколько лет, а не за 10…. Оставим это.
Как Вы видите, мне обычная школа не нравится, совершенно, но вопрос надо как-то решать. Я живу не на луне, а на планете земля.
Какие есть альтернативы стандартному школьному образованию?
Система Жохова
На данный момент – одна из самых популярных систем. В ней считается, что нет слабых детей. Каждый ребенок талантлив. Эта система может быть внедрена в любой школе, если есть на то желание родителей. Программа школьная не меняется, меняется метод обучения, поэтому никаких дополнительных согласований не нужно, и любая школа может это принять.
Официальный сайт Системы Жохова
Хороший фильм про эту альтернативную систему
Вальдорфская школа
Нет оценок. Считается, что она имеет более гуманитарный уклон. Вот пример такой школы в городе Сочи: http://waldorfsochi.ru По всему миру есть приличное количество таких школ. Есть школа в Москве и в других крупных городах. Моя дочь ходит в детский сад при школе такой системы, и я запредельно доволен тем, какие у моей дочери воспитатели и в какой атмосфере она находится.
Есть еще Система Монтессори, как мне показалось, пока малораспространенная система, которая имеет место быть, но меня не особо впечатлила.
Есть школа Щетинина – это больше экзотика
Замечательная школа «Ковчег» в Москве. Она только одна, к сожалению, про филиалы мне ничего неизвестно. Вот ссылка: http://covcheg.org
Есть онлайн-школа, которая сделана усилиями одной из моих подписчиц: http://school-inter.net/
Телешкола Что это такое и с чем его едят, я не знаю))) Даю ссылку для изучения самостоятельно. Попалась когда-то мне в поиске.
Пример дошкольного образования, которым пользуюсь я
С садиками проще. Их много частных, даже в не очень больших городах, опять же, это все упирается в финансы. А так в них и питание какое хочешь, и размеры групп, и время пребывания какое хочешь….
Правда, и тут есть проблемы. Недавно мы подбирали дочери садик и смотрели частные сады. В обычный нам никак: кроме всего остального, там нет возможности ребенку питаться так, как мы это делаем в семье.
Садик для детей должным быть добрым и детским. Многие же частные детские сады – это казармы, где главной задачей стоит научить ребенка как можно раньше читать, считать, писать и так далее, но не дают свободы и возможности быть детьми.
В итоге мы нашли альтернативный детский сад, где чудесные воспитательницы, в нем царит доброта, детей развивают через игры, а родители детей так или иначе разделяют мои взгляды: здоровый образ жизни, воспитание детей в любви. У этого садика никогда не встретишь мамочку, которая сначала докурит сигарету, а потом зайдет в помещение, чтобы забрать малыша.
В обычных садах бывают крайне неадекватные воспитатели, хотя бывают и хорошие. Есть воспитатели, которые реально орут на детей, ломают им психику. Есть такие, кто просто включают мультики детям и занимаются своими делами.
Есть, конечно, хорошие воспитатели от Бога, но они очень часто уходят из системы в частные проекты, чтобы там реализовать свое предназначение, так как в классической системе это сделать они не могут.
У нас был опыт посещения и стандартного детского садика. Там мы хорошо знали воспитателей и ребенок проводил там только 3 часа с утра. Потом мы его забирали домой. 3 часа за глаза хватало, чтобы поиграть с другими детишками, а потом снова погрузиться в тепло семьи, которое так необходимо малышам.
Вернемся к школе….
Проблема в том, что для большинства – это слишком сложно.
На самом деле, альтернативных школ очень и очень мало, и есть они только в крупных городах, причем большинство сосредоточено в Москве. Эти школы стоят денег, если у семьи их нет, то, получается, без вариантов.
Я знаю родителей, которые ради нормальной школы переехали в другой город. Не у всех есть такая возможность.
Онлайн-образование тоже требует определенных условий, что не всегда реализуемо для людей, у которых ограниченное количество времени или складываются определенные жизненные обстоятельства. Вопрос еще в том, как ребенок сможет быть внимательным при таком формате обучения.
Домашнее образование. В теории реализуемо, на практике ничего не могу сказать, ибо нет у меня еще такого опыта. Если вкратце, то переводишься на домашнее обучение (есть 3 разные формы) и учишься дома.
Домашнее и онлайн-образование вызывает у меня много вопросов. Люди, которые реально с этим столкнулись, говорят, что это все очень не просто, что ребенку нужно общество, режим и так далее….
Еще как-то можно решить вопрос, чтобы ребенок получал знания по какой-либо продвинутой системе типа Жохова: это становится популярным….
Наверно всегда можно решить вопрос, если действительно этого очень хочется, но картина такова, что это не очень просто..… Я уже нашел несколько школ и планирую, что ребенок будет учиться там, но у меня есть возможность выбирать, в каком городе мне жить, так как моя деятельность проходит большей частью в Интернете. Не у всех есть такая возможность.
Может быть, я чего-то не знаю, но я решил заняться этим вопросом заранее. И вот такие выводы у меня получились.
Что же делать?
Если есть возможность альтернативного дошкольного или школьного образования – это прекрасно. В обычной школе у ребенка не будет много чего, что бы Вы хотели.
Если Вы можете организовать онлайн-обучение – замечательно, но если такой возможности нет?
Это не значит, что все пропало!
Многие очень хорошие люди прошли через стандартное образование, никогда не видели альтернативы, но живут и процветают, что уж далеко ходить: я сам из обычной школы. Да, у нас была очень хорошая школа, отличные учителя и класс с буквой «А», где были ученики из благополучных интеллигентных семей. Вот в параллельном классе «Г» творилась полная жесть, конечно, – ранние половые отношения, алкоголь; все курили: и мальчики, и девочки; разговаривал класс исключительно матом, оскорблял учителей.…
Кстати, это сильно повлияло потом на будущее. Из моего класса все ребята выросли адекватными, образованными, приятными людьми. Из класса с буквой «Г» многие вышли с вредными привычками, и жизнь их сложилась тяжело.
Получается, если школа не совсем жесть, то шанс на спасение есть…
Все зависит от родителей и семьи. От того, какие принципы есть в семье, как внутри семьи происходит воспитание, как родители проводят время, кто к ним приходит в гости, с кем они общаются. Строятся ли внутри отношения между родителями на основе уважения, дружбы, какая в семье погода. Ведут ли родители здоровый образ жизни, какие читают книги.
Кроме атмосферы внутри семьи, важно есть ли связь между Вами и ребенком. Не разрушена ли она. Я писал об этом в статье про то, как воспитать ребенка правильно без криков и наказаний.
Очень часто родители хотят переложить ответственность за воспитание детей на школу или садик. Вот там пусть сделают из моего ребенка хорошего и успешного человека, но так не получится. Сделать ребенка счастливым МОЖЕТЕ только Вы сами!
Поэтому, дорогие родители, если вы переживаете за будущее своих детей, обратите внимание на себя!
Многие хотят, чтобы ребенок:
- не имел вредных привычек. Не пил, ну курил;
- правильно питался и следил за своим здоровьем;
- был уравновешен;
- был счастливым, умел радоваться жизни;
- умел достигать целей;
- создал хорошую семью;
- не ругался матом, не мусорил на улице, не обижал других людей.
Если не все, то многие хотят, чтобы ребенок был светлым, добрым, счастливым человеком, но с кого ему брать пример??? Все начинается с Вас!
Ребенку мало дать образование, так как оно не гарантирует счастливой жизни. Хорошо, если у Вас есть возможность дать хорошее образование, но даже если такой возможности нет, то все равно: в ваших руках будущее Вашего ребенка.
Понятно, что у каждого своя индивидуальная судьба. Из неблагополучных семей, бывает, выходят гении и святые, а из благостных семей, бывает, выходят совершенно бесноватые личности. Нет никаких гарантий того, что будет в будущем, но Вы можете сделать все, что от Вас зависит, чтобы это будущее было светлым для Вас и Ваших детей, если будете сами примером для них.
Также хочется отметить, что кроме образования и собственного примера, есть еще очень важная деталь, которая станет определять будущее Вашего ребенка. Его природа. Часто родители сходят с ума и уходят в крайности, пытаясь взять 100% ответственность за будущее своего ребенка и переживают, если оно складывается не так, как они хотят. В Вашем ребенке с рождения заложена своя уникальная природа. Будет совсем печально, если Вы не будете это учитывать и не будете стараться эту природу увидеть и самое главное принять.
Я думаю, что будет продолжение этой статьи, где мы сможем уйти в частности и разобрать конкретные примеры решения этой проблемы.
Рекомендую посмотреть фильм «Школа Саммерхилл»
Рекомендую посмотреть фильм «Школа Саммерхилл» или прочитать книгу «Саммерхилл — воспитание свободой» (Александр Нилл).
В основу фильма легла история школы, которой уже почти 100 лет. Школа была основана аж в 1921 году и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Александр Нилл по праву считает школу одной из самых счастливых в мире. В школе не прогуливают уроки, практически не бывает ссор, масштабных конфликтов, агрессии. Дети чувствуют, что их любят, понимают и принимают.
Вот сам фильм: