Конструктор реальности
Проект Михаила Гаврилова

Мой опыт поиска альтернативы школьному и дошкольному образованию. Решения. Выводы. Что делать?

24.11.2015

Ну что же… Добрался я и до этой темы….

Начнем с того, что современная жизнь – экспресс, летящий на бешеной скорости.

Все настолько быстро меняется, что от жизни, которая была, например, 20 лет назад, ничего не осталось. Если не успевать за изменениями, то очень быстро можно стать динозавром. Динозавром для этого мира и для своих детей.

Когда речь заходит об изменениях, обычно в голове всплывают образы айфонов, компьютеров, электромобилей – именно это понимается под изменениями окружающего мира, но если посмотреть внимательно, то меняется и всё другое.

Подходы к жизни, к психологии, к принципам успеха, к воспитанию детей, даже взгляды на вопросы судьбы и Бога становятся другими.

Например, еще 20 лет назад вегетарианство приравнивалось к сектанству и психическому расстройству, а теперь в стране сотни вегетарианских ресторанов, тысячи людей, которые питаются таким образом, появляются детские сады и школы, где есть такой тип питания.

Даже подход к рождению детей меняется. Набирают популярность естественные роды. Возникают вопросы о времени перерезания пуповины, о сроке кормления детей, стимуляции родовой деятельности и так далее.

Мир стал совсем другим всего за 20 лет, а через еще 20 он еще больше изменится, но что мы видим в дошкольном и школьном образовании? Есть изменения даже здесь, но всё меняется слишком медленно и не всегда в нужную сторону.

Чем же плохо стандартное дошкольное и школьное образование по моему мнению?

У меня есть ценности, которые я хочу передать своему ребенку. Проблема в том, что всем этим ценностям не учат в школе, а, наоборот, противоречат им.

1. Я хочу, чтобы мой ребенок вырос счастливым. Есть ли такой предмет, как счастье? Нет. Наоборот, школа скорее сделает его несчастным, если он возьмет жизненные принципы из этой системы.

2. Чтобы мой ребенок был здоровым. Есть ли в школе йога или суставная гимнастика, или еще что-то, что привьет ребенку привычку заниматься своим телом и поддерживать его в хорошей форме? Физкультура в классической школе – полнейший бред. Лазить по канату и бегать 100 метров? Кому это надо! Особенно девочке. Что это даст? Ничего.

3. Чтобы ребенок развивался духовно, личностно. Нет таких предметов в том виде, как они должны быть. Появился предмет, на котором учитель рассказывает о религиях, но учитель не является экспертом в этой области, а рассказывает то, что написано в  учебнике..

4. То, чем кормят детей в обычной школе, я не приемлю. Мой опыт говорит, что такое питание вредит психике, физическому здоровью, а самое главное – приучает детей к тому, что так питаться – это нормально!

5. Есть ли информация о том, как найти себя в этом мире? Найти свое призвание? Уроки предпринимательства для мальчиков, уроки быть женщиной для девочек? Нет.

6. Отношения, психология. Я не хочу, чтобы мой ребенок был насквозь пропитан тем, что транслируют по телевизору. Секс, пиво, секс, пиво, развлечения, пиво….. Брррррр…. Где Истиннные ценности в школе? Где разговор о семейных ценностях?

Список можно продолжать, но есть еще один важный момент. Сами учителя. Учителя будут вбивать в голову детям свое мировоззрение. Кто будет учить моих детей? Счастливые или несчастные люди? Нервные или спокойные? Добрые или злые?

Еще важный момент. Цель школы? Цель школы – сдать ЕГЭ. Я хочу, чтобы цель была – счастливый человек, который будет вспоминать время, проведенное в школе, с радостью, а на выходе из нее будет максимально приспособлен к окружающему миру, где сможет реализовать себя в профессии, семье и жизни.

Для меня есть еще особенное требование. Как ни крути, но общество разделилось. Есть люди, которые живут по одним принципам, а есть, кто живет по другим. Хочется, чтобы ребенок находился в обществе детей, чьи родители разделяют мою жизненную позицию, которая состоит в том, что человек должен развиваться не только материально, но и духовно, что курить, пить и так далее – это ненормально, это разрушительно для человека.

Приходишь на детскую площадку, а там, пока ребенок играет в песочнице, мама и папа распивают алкоголь или курят сигареты. Ребенок видит все это. Потом ребенку придется расти в таком обществе.

Критиковать школьное и дошкольное образование можно до бесконечности. Можно еще упомянуть и об эффективности, о том, что при ином подходе вся программа проходится за несколько лет, а не за 10…. Оставим это.

Как Вы видите, мне обычная школа не нравится, совершенно, но вопрос надо как-то решать. Я живу не на луне, а на планете земля.

Какие есть альтернативы стандартному школьному образованию?

Система Жохова

На данный момент – одна из самых популярных систем. В ней считается, что нет слабых детей. Каждый ребенок талантлив. Эта система может быть внедрена в любой школе, если есть на то желание родителей. Программа школьная не меняется, меняется метод обучения, поэтому никаких дополнительных согласований не нужно, и любая школа может это принять.

Официальный сайт Системы Жохова

Хороший фильм про эту альтернативную систему

Вальдорфская школа

Нет оценок. Считается, что она имеет более гуманитарный уклон. Вот пример такой школы в городе Сочи: http://waldorfsochi.ru По всему миру есть приличное количество таких школ. Есть школа в Москве и в других крупных городах. Моя дочь ходит в детский сад при школе такой системы, и я запредельно доволен тем, какие у моей дочери воспитатели и в какой атмосфере она находится.

Есть еще Система Монтессори, как мне показалось, пока малораспространенная система, которая имеет место быть, но меня не особо впечатлила.

Есть школа Щетинина – это больше экзотика

Замечательная школа «Ковчег» в Москве. Она только одна, к сожалению, про филиалы мне ничего неизвестно. Вот ссылка: http://covcheg.org

Есть онлайн-школа, которая сделана усилиями одной из моих подписчиц: http://school-inter.net/

Телешкола  Что это такое и с чем его едят, я не знаю))) Даю ссылку для изучения самостоятельно. Попалась когда-то мне в поиске.

Пример дошкольного образования, которым пользуюсь я

С садиками проще. Их много частных, даже в не очень больших городах, опять же, это все упирается в финансы. А так в них и питание какое хочешь, и размеры групп, и время пребывания какое хочешь….

Правда, и тут есть проблемы. Недавно мы подбирали дочери садик и смотрели частные сады. В обычный нам никак: кроме всего остального, там нет возможности ребенку питаться так, как мы это делаем в семье.

Садик для детей должным быть добрым и детским. Многие же частные детские сады – это казармы, где главной задачей стоит научить ребенка как можно раньше читать, считать, писать и так далее, но не дают свободы и возможности быть детьми.

В итоге мы нашли альтернативный детский сад, где чудесные воспитательницы, в нем царит доброта, детей развивают через игры, а родители детей так или иначе разделяют мои взгляды: здоровый образ жизни, воспитание детей в любви. У этого садика никогда не встретишь мамочку, которая сначала докурит сигарету, а потом зайдет в помещение, чтобы забрать малыша.

В обычных садах бывают крайне неадекватные воспитатели, хотя бывают и хорошие. Есть воспитатели, которые реально орут на детей, ломают им психику. Есть такие, кто просто включают мультики детям и занимаются своими делами.

Есть, конечно, хорошие воспитатели от Бога, но они очень часто уходят из системы в частные проекты, чтобы там реализовать свое предназначение, так как в классической системе это сделать они не могут.

У нас был опыт посещения и стандартного детского садика. Там мы хорошо знали воспитателей и ребенок проводил там только 3 часа с утра. Потом мы его забирали домой. 3 часа за глаза хватало, чтобы поиграть с другими детишками, а потом снова погрузиться в тепло семьи, которое так необходимо малышам.

Вернемся к школе….

Проблема в том, что для большинства – это слишком сложно.

На самом деле, альтернативных школ очень и очень мало, и есть они только в крупных городах, причем большинство сосредоточено в Москве. Эти школы стоят денег, если у семьи их нет, то, получается, без вариантов.

Я знаю родителей, которые ради нормальной школы переехали в другой город. Не у всех есть такая возможность.

Онлайн-образование тоже требует определенных условий, что не всегда реализуемо для людей, у которых ограниченное количество времени или складываются определенные жизненные обстоятельства. Вопрос еще в том, как ребенок сможет быть внимательным при таком формате обучения.

Домашнее образование. В теории реализуемо, на практике ничего не могу сказать, ибо нет у меня еще такого опыта. Если вкратце, то переводишься на домашнее обучение (есть 3 разные формы) и учишься дома.

Домашнее и онлайн-образование вызывает у меня много вопросов. Люди, которые реально с этим столкнулись, говорят, что это все очень не просто, что ребенку нужно общество, режим и так далее….

Еще как-то можно решить вопрос, чтобы ребенок получал знания по какой-либо продвинутой системе типа Жохова: это становится популярным….

Наверно всегда можно решить вопрос, если действительно этого очень хочется, но картина такова, что это не очень просто..… Я уже нашел несколько школ и планирую, что ребенок будет учиться там, но у меня есть возможность выбирать, в каком городе мне жить, так как моя деятельность проходит большей частью в Интернете. Не у всех есть такая возможность.

Может быть, я чего-то не знаю, но я решил заняться этим вопросом заранее. И вот такие выводы у меня получились.

Что же делать?

Если есть возможность альтернативного дошкольного или школьного образования – это прекрасно. В обычной школе у ребенка не будет много чего, что бы Вы хотели.

Если Вы можете организовать онлайн-обучение – замечательно, но если такой возможности нет?

Это не значит, что все пропало!

Многие очень хорошие люди прошли через стандартное образование, никогда не видели альтернативы, но живут и процветают, что уж далеко ходить: я сам из обычной школы. Да, у нас была очень хорошая школа, отличные учителя и класс с буквой «А», где были ученики из благополучных интеллигентных семей. Вот в параллельном классе «Г» творилась полная жесть, конечно, – ранние половые отношения, алкоголь; все курили: и мальчики, и девочки; разговаривал класс исключительно матом, оскорблял учителей.…

Кстати, это сильно повлияло потом на будущее. Из моего класса все ребята выросли адекватными, образованными, приятными людьми. Из класса с буквой «Г» многие вышли с вредными привычками, и жизнь их сложилась тяжело.

Получается, если школа не совсем жесть, то шанс на спасение есть…

Все зависит от родителей и семьи. От того, какие принципы есть в семье, как внутри семьи происходит воспитание, как родители проводят время, кто к ним приходит в гости, с кем они общаются. Строятся ли внутри отношения между родителями на основе уважения, дружбы, какая в семье погода. Ведут ли родители здоровый образ жизни, какие читают книги.

Кроме атмосферы внутри семьи, важно есть ли связь между Вами и ребенком. Не разрушена ли она. Я писал об этом в статье про то, как воспитать ребенка правильно без криков и наказаний.

Очень часто родители хотят переложить ответственность за воспитание детей на школу или садик. Вот там пусть сделают из моего ребенка хорошего и успешного человека, но так не получится. Сделать ребенка счастливым МОЖЕТЕ только Вы сами!

Поэтому, дорогие родители, если вы переживаете за будущее своих детей, обратите внимание на себя!

Многие хотят, чтобы ребенок:

  • не имел вредных привычек. Не пил, ну курил;
  • правильно питался и следил за своим здоровьем;
  • был уравновешен;
  • был счастливым, умел радоваться жизни;
  • умел достигать целей;
  • создал хорошую семью;
  • не ругался матом, не мусорил на улице, не обижал других людей.

Если не все, то многие хотят, чтобы ребенок был светлым, добрым, счастливым человеком, но с кого ему брать пример??? Все начинается с Вас!

Ребенку мало дать образование, так как оно не гарантирует счастливой жизни. Хорошо, если у Вас есть возможность дать хорошее образование, но даже если такой возможности нет, то все равно: в ваших руках будущее Вашего ребенка.

Понятно, что у каждого своя индивидуальная судьба. Из неблагополучных семей, бывает, выходят гении и святые, а из благостных семей, бывает, выходят совершенно бесноватые личности. Нет никаких гарантий того, что будет в будущем, но Вы можете сделать все, что от Вас зависит, чтобы это будущее было светлым для Вас и Ваших детей, если будете сами примером для них.

Также хочется отметить, что кроме образования и собственного примера, есть еще очень важная деталь, которая станет определять будущее Вашего ребенка. Его природа. Часто родители сходят с ума и уходят в крайности, пытаясь взять 100% ответственность за будущее своего ребенка и переживают, если оно складывается не так, как они хотят. В Вашем ребенке с рождения заложена своя уникальная природа. Будет совсем печально, если Вы не будете это учитывать и не будете стараться эту природу увидеть и самое главное принять.

Я думаю, что будет продолжение этой статьи, где мы сможем уйти в частности и разобрать конкретные примеры решения этой проблемы.

Рекомендую посмотреть фильм «Школа Саммерхилл»

Рекомендую посмотреть фильм «Школа Саммерхилл» или прочитать книгу «Саммерхилл — воспитание свободой» (Александр Нилл).

В основу фильма легла история школы,  которой уже почти 100 лет. Школа была основана аж в 1921 году и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.

Александр Нилл по праву считает школу одной из самых счастливых в мире. В школе не прогуливают уроки, практически не бывает ссор, масштабных конфликтов, агрессии. Дети чувствуют, что их любят, понимают и принимают.

Вот сам фильм:

 

Видеоверсия статьи с дополнениями и пояснениями:

Email рассылка Михаила Гаврилова
Нажимая на кнопку «Получать рассылку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных: Политика конфиденциальности
Комментарии:
Рашид 25.11.2015
-1

Компьютер завлекает и притягивает детей к себе, тем самым становясь учителем. Начинается с «Маши и Медведь» переходит в разные игры и потом ученик от этого дела уже не отрывается, отлично разбираясь во всех причиндалах и программах переходит на самовоспитание. Проявляет крайнее неудовольствие, когда его от этого дела пытаются оторвать.

Ответить
    Лидия 25.11.2015
    5

    Рашид,а откуда ваш ребенок узнал о компьютере? Вы же сами его с ним и познакомили и по всей вероятности для того,чтобы он вас не отвлекал от дел.С ребенком нужно играть,книжки читать,а главное,разговаривать и отвечать на его многочисленные «почему».Вот и задумайтесь о том,чтобы самому стать учителем и примером для своего же ребенка.
    А говорю я об этом потому,что воспитываю внучку и я ей,в свое время, разрешала компьютер только на время,когда нужна была информация для учебы.Сейчас ей 16 лет,она творческий человек:занимается спортом,ходит на кружки,пишет стихи,поет,занимается волонтёрством,а в выходные мы гуляем,много разговариваем,я ей рассказываю о своих «корнях»,о семейных традициях,а это поверьте,благодарный труд. ;) Желаю успехов!

    Ответить
    Мария 29.11.2015
    3

    Рашид, а вот не вините себя, уже поздно)))) Но задумайтесь — а ведь ребенок-то умненький! Он ведь разбирается во всех этих «причиндалах» лучше иных взрослых, скорее всего махом осваивает английские словечки, программы, логику, анализ. Потому что ему страсть как интересно! И тут лучший выход — внедриться в его игры, стать его союзником, и тогда он пустит вас в этот свой мир, и там вы сможете разговаривать))) А отрывать, отлучать от компа — уже бесполезно, превратитесь только в «злого предка» для ребенка. Лучше внедритесь и посмотрите, чем можно будет вам потом увлечься вместе, если он вам будет доверять и сможете ему показать другое интересное — вы оба будете в плюсе и гордиться друг другом!

    Ответить
Вячеслав 25.11.2015
1

Здравствуйте Михаил.
Вы всё правильно пишите. И все Ваши сомнения и опасения вполне оправданы. Да, та ситуация что сложилась на сегодняшний день а воспитании и образовании подрастающих поколений просто ужасна. Не по собственной воле, а по навязанным нашим правителям методикам, западными «доброжелателями», сейчас пытаются воспитывать и обучать.
Хотя, по большому счёту, их методики у нас ни когда правильно работать не будут. Мы слишком разные. У нас была своя, достаточно хорошая, советская школа воспитания и образования. И пора к ней вернуться, но только на новом уровне.
А то что Вы говорите про роль семьи в воспитании детей, то же верно. Только надо нам взрослым раз и навсегда запомнить, что наши дети у нас учатся копируя нас. А точнее копируя стиль поведения того из родителей, кто является в семье лидером.
Только изменив себя, мы можем надеяться добиться чего-то от наших детей.

Ответить
Светлана 25.11.2015
-7

Такое впечатление, что статья написана лет 10 назад. Все вышеназванные системы — прошлый век. Нельзя вырастить ребенка, изолировав его от общества. В противном случае, он становится социальным неадаптантом. Смешно говорить о детях в общем. Все дети разные, а родители пытаются их воспитывать по своим принципам, начитавшись книг и услышав о каких-то методиках, которые не работают. Как не укрывай ребенка от негативного влияния общества, его не избежать. Если он в последствии и станет алкоголиком или наркоманом, так это не от того, что он смотрел на пьющих или колющихся на улице. Это проблема психологического свойства и нужно понимать, какие психологические нехватки существуют у человека и почему он ведет себя так, а не иначе.

Ответить
    admin
    admin 25.11.2015
    3

    Такое впечатление, что Вы не читали статью…

    Укажите, где в ней написано про изоляцию от общества?
    Отрицать влияние окружения невозможно. Тысячи исследований и практики, что у взрослых, что у детей.
    Про психологические нехватки и другие факторы в статье также сказано. Что есть индивидуальность у каждого ребенка.
    Смешно говорить о детях в общем? Это как. Каждому ребенку отдельную школу строить?))))) У каждого человека есть отличия и есть общее. У всех два глаза, нос, две рук и так далее.. Просто эту руки разной длины, глаза цвета. Так и в психике. Есть общие рекомендации, а есть рекомендации с пометкой на уникальность. Не следует все в одну кучу складывать.
    При индивидуальность мне рассказывать не надо, так как я веду тренинги по предназначению и без этого в этой теме никак.
    Мои методики работают! Если бы Вы провели хотя бы один день в нашей семье и семье наших друзей, которые живут и воспитывают по похожим принципам детей, то у Вас язык бы не повернулся такое сказать, что это не работает или устарело….
    Все принципы, о которых я говорю, применяют участники моих тренингов и читатели рассылки и присылают только положительные отзывы о том, как изменились у них отношения с детьми.

    Нехватки, вектора, типирование, психотипы и много чего еще — все эти знания у меня есть, но не наблюдаю никаких противоречий, о которых Вы написали.

    Ответить
    Мария 29.11.2015
    2

    Когда читаю «эти методики на ребенке не работают» — аж мороз по коже. Будто над мышью склонился лаборант, ах, не работает… Детки — они как растения, наша задача — создавать среду, в том числе и своим примером. А засунуть в стандартную школу — все равно что выставить домашний цветок в неблагополучном подъезде на подоконник, и посмотреть что с ним станет через неделю….

    Ответить
    Мария 29.11.2015
    1

    Михаил, спасибо за то, что не боитесь выкладывать свои размышления на эту тему. На многие комментарии к статье хочется вспыхнуть, заспорить, тема обширная и только набирает обороты. Но вместо споров хочу сказать — люди, вы мне нравитесь. Вы не разглядываете котиков на работе, а читаете это, значит — ищете. И я думаю, что только размышлениями родителей это направление придет в итоге к чему-то хорошему! Не государство заботит эта тема, да и решить они ее не могут, потому что наших детей они НЕ ЗНАЮТ. Пытаются воспитывать, подчинять, но не знают и не любят. Поэтому — почему бы не попробовать учить детей иначе? Ведь в школу всегда можно вернуться, никуда она не денется ;)

    Ответить
Светлана 26.11.2015
6

Если говорить об альтернативных школах — есть еще в Питере «Апельсин» (http://apelsino.com/), действительно неформальное образование, с дружескими отношениями между преподавателями и учениками и главным посылом — заинтересовать ребенка учебой.
А вот по поводу статьи — очень противоречивые впечатления. Вы стремитесь уйти от жестких рамок, задаваемых официальным образованием, и тут же загоняете ребенка в свои, не менее жесткие: «Уроки предпринимательства для мальчиков, уроки быть женщиной для девочек?», «Лазить по канату и бегать 100 метров? Кому это надо! Особенно девочке.» А почему нет? Если ребенку нравится лазить по канату и бегать? Моей вот очень нравится. И почему не надо уроки предпринимательства девочкам? Чтобы сидела дома и занималась хозяйством? Вернемся к Институту благородных девиц?
То, очень вы написали — уроки быть счастливым, личностное развитие — прежде всего должно даваться в семье. Никто не научит девочку быть Женщиной лучше чем мама, а мальчика — Мужчиной, чем папа. И это в первую очередь личный пример, как Вы и сказали в конце статьи.
Задача школы — дать знания и умение эти знание применять, дать желание учиться, показать все многообразие этого мира и путей в нем. Безусловно, психология и отношения также важны, но это скорее не столько групповые, сколько индивидуальные занятия и беседы.
С моей точки зрения, основной минус большинства государственных школ — они отбивают желание учиться. На йогу можно ходить дополнительно (в нашей школе есть что-то типа кружка по йоге), питание брать из дома, отношениям и добру учиться в семье, но если тебя в школе натаскивают на ЕГЭ, а не заинтересовывают, не прививают любовь к изучаемым предметам — ты никогда не полюбишь учиться и не сможешь реализовать себя в жизни. И именно на это надо обращать внимание при выборе школы.

Ответить
    admin
    admin 26.11.2015
    3

    Может быть было бы лучше вернуться к институту благородных девиц))))), чем смотреть на статистику абортов, разводов и прочее…. Я против крайностей, но я и против абсурда. Абсурдом считаю не учитывать женскую и мужскую природу.

    Я же веду тренинги, изучаю этот вопрос на практике. Женщины забыли о своей женской природе, отсюда огромное количества проблем. Женщина может и в офисе сидеть и карьеру строить, ей никто этого не запрещает, только вопрос счастья остается открытым, часто бывает, что деньги есть, а в сердце пустота. Если говорить о женском предпринимательстве, то это все равно другой подход, в котором женщина не должна потерять себя в бизнесе… Отдельная тема…

    Бегать и ползать по канату можно сколько угодно, но задача физического воспитания не выполняется, а время тратится. Зачем тогда физкультура, можно сделать просто большую перемену и отправить учеников в спортивный зал.

    По поводу обедов в школу с собой. Я общался с родителями, которые это уже проходили. Быть белой вороной ребенку очень сложно психологически. Взрослые не всегда могут отстоять свое право на вегетарианское питание, что говорить о ребенке.

    Для меня отношения, общество и прочее не менее важны, чем знания по химии и физике, чтобы реализовать себя в жизни. Ведь реализация заключается не только в том, чтобы найти хорошую работу или открыть свое дело.

    Понятно, что воплотить мое идеальное видение невозможно. У каждого все равно оно свое. Каждому отдельную школу построить не получится. Есть идеал, а есть реальный мир. Мое желание можно свести к двум пунктам:

    1. Чтобы ребенку было интересно учиться. Это реально.
    2. Чтобы он находился в обществе с ценностями, которые разделяет наша семья. Это выполнимо.

    Спасибо за Ваше мнение.

    Ответить
Любовь 26.11.2015
3

Добрый день, Михаил!
Моя огромная благодарность Вам за статью-она пришлась очень своевременно, я как паз находилась в раздумьях на поднятую Вами тему-куда определить ребенка в первый класс, чтобы раскрыть его природу, а не закопать ее. Теперь я знаю, в каком направлении идти.
Всех Вам благ!

Ответить
Николай 26.11.2015
-1

Здравствуйте, Михаил.
Рекомендую Вам почитать книги Владимира Мегре серии «Звенящие кедры России».
Там и про естественные роды, про воспитание и обучение детей. И очень много другой полезной информации.

Ответить
    admin
    admin 26.11.2015
    0

    Благодарю за рекомендацию. Конечно знаком с Мегре. Информации там действительно очень много интересной.

    Ответить
Ольга 27.11.2015
0

Миша, спасибо за статью! Я для сына как раз рассматриваю либо Вальдорфовскую школу, либо Ковчег ( с этим вариантом сложнее).

В домашнем обучении, есть определенные плюсы, но пока, конкретно для нас, мне кажется это слишком сложным вариантом.

В онлайне сейчас пробуем заниматься математикой (это сильная стороны сына), ему очень нравится. Во -первых, ему дают компьютер )) во-вторых, он занимается предметом, который обожает и хорошо получается. Например, чтением, которое не является сильной стороной, я его не заставляю заниматься.

Про семью все очень верно. Как говорится, не воспитывайте детей все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя! )
Но все-равно хотелось бы на этом пути единомышленников )

Ответить
Ольга 27.11.2015
-1

Михаил, откуда столько сложностей? Зачем себя ими так загонять? Вы детей потом тоже будете ограничивать от всего неправильного и негативного?
Все идет из семьи, и никакая школа или садик не сделают вашего ребенка несчастным, если он счастлив в семье. А вот если вы всегда будете создавать ему рафинированные условия, обязательно будут потом проблемы.
У меня дети ходили в частные сады, а сейчас — в обычную школу. Везде свои плюсы и минусы, но и в том, и в другом случае — нормальные группы, классы и замечательные педагоги. А неадекватности везде хватает. Надо научить просто ребенка к ней адаптироваться и правильно реагировать.
Я считаю, что позитивнее надо смотреть на жизнь — и не видеть в каждом чихе сложности.

Ответить
    admin
    admin 27.11.2015
    4

    Ольга, я не вижу сложностей, не чувствую себя загнанным и смотрю на мир крайне позитивно, мог бы даже участвовать в соревнованиях по позитиву.)))) Все хорошо.

    Статья — мое мнение, у Вас другое, вот и всё. У каждого свой выбор, который обусловлен своим образом жизни, мышлением и так далее. Что для Вас нормально, то для меня может быть неприемлимо, как в ПРИНЦИПЕ и НАОБОРОТ. Было бы здорово, если бы выбор каждого уважали.

    Представьте себе ситуацию, что Вы делитесь со мной чем-то, что для Вас важно, а я говорю: «Да что Вы такая дерганая и запаренная? Позитивней надо быть! Что вы паритесь по любому чиху!» Как бы Вы себя чувствовали? Наверно не очень.. Понимаете к чему я клоню?…

    Вы пишите: «Все идет из семьи…». Так я пишу практически тоже самое в конце статьи.. Правда я не согласен, что всё, факторов несколько.. но это уже другая история.

    У меня есть убеждения, ценности, определенное видение. Я делюсь им. Не заставляю Вас жить или думать также. Жизнь всё расставит на свои места, но пока что я и моя семья не испытывает никаких проблем, живет счастливой жизнью. Ме не запаренны сложностями, не загнанны, взаимодействуем с окружающим миром, все замечательно. Но свои ценности мы храним, для нас это важно.

    Если Вы пришли в гости на мой сайт, то единственное, о чем я Вас прошу — это быть более уважительным к мнению другого человека.

    Ответить
Алексей 27.11.2015
0

Мария Монтессори занималась прежде всего детьми, у которых как считалось, имеются отклонения в развитии, отсталость. Насколько я знаю, она таких детей выводила на олимпиады и т.д.

Ответить
Людмила 27.11.2015
0

Отличная статья, Михаил. Все подмечено верно. Я, как учитель стараюсь создать для своих учеников комфортные условия для обучения. Но поверьте, без общения не возможно воспитать открытого, общительного человека, хотя образование на дому можно получить великолепное. Но куда потом в жизни пойдет такой человек, проведя школьные годы дома, без друзей — одноклассников. =)

Ответить
    admin
    admin 28.11.2015
    0

    Людмила, не совсем понял Ваш комментарий.

    Если вопрос про общение ко мне, то я в тексте пишу: «Домашнее и онлайн-образование вызывает у меня много вопросов….», потом пишу: «Я уже нашел несколько школ и планирую..» То есть я не пишу, что собираюсь ребенка закрыть дома и не выпускать на улицу. Непонятно почему это обращено ко мне.

    Если это просто мнение, про домашнее образование, то тогда другой вопрос. Кстати, я знаю как минимум одного человека, который не ходил в школу вообще, так вот, такого открытого и общительного человека я в жизни не встречал. У него было одноклассников и он очень успешный человек. На этот вопрос я могу дать ответ только ТЕОРЕТИЧЕСКИ, возможно этот ответ будет с совпадать с Вашим мнением, но лично я по практически не изучал его. На самом деле интересны было бы узнать, как по факту складывается жизнь у детей, которые учатся дома.

    У меня дочь очень любит общаться с другими детишками, в садике уже есть подружки, друзья. Она очень счастлива от этого, поэтому я лично я не представляю, что она обучается дома, ей необходима радость общения и у меня есть возможность выбирать, в каких условиях это будет происходить.

    Ответить
Татьяна 27.11.2015
1

Михаил. Добрый день.

Каждый родитель должен для себя ответить прежде всего: ДЛЯ КОГО ОН ВОСПИТЫВАЕТ РЕБЕНКА? Если для себя, то можно и дома самим воспитывать и на луне и где угодно. Но если для жизни в современном обществе, то уж без обычной муниципальной школы не обойтись. В муниципальной, советской школе, назовем так…. не просто знания дают, а учат выжить в коллективе, выстраивать отношения с одноклассниками, ответственности, тайменеджменту (так распределить свое время, чтобы успеть все — и уроки и игры). Да и много чему еще.

Может для девочек это не особо нужно (если воспитывать их как будущих жен и матерей). Но для мальчиков важно — для дальнейшей успешной жизни в рабочем коллективе, бизнесе.

А про наркотики, ранний сексуальный опыт и прочее — это уж как родители детей воспитали. Если сами родители не могут выстроить доверительные отношения с ребенком, то причем тут школа? Если учесть, что сейчас дети, один ребенок в большинстве случаев, воспитывается мамой и бабушкой в лучшем случае, а папа — летчик или капитан дальнего плаванья, ЧЕГО МЫ ОТ ДЕТЕЙ МОЖЕМ ТРЕБОВАТЬ?

Ответить
Ольга 28.11.2015
0

Михаил, если бы мне сказали, что я парюсь по любому чиху, я бы задумалась — а может, это, действительно, чих? Вы же, наверное, публикуя статью, пишете не только для тех, кто разделяет Ваше мнение?
Я тоже высказала свое мнение, что Ваши опасения напрасны, если в Вашей семье все замечательно. Школа не имеет преобладающего действия на ребенка. Но обычная школа учит адаптироваться среди разных людей, это хорошая возможность объяснить ребенку, что не все в жизни идеально.

Ответить
    admin
    admin 28.11.2015
    5

    Ольга, я бы так Вам не сказал, я бы сказал по-другому. Возможно, у меня другое видение норм приличия, обмен мнениями я вижу в уважительной форме. Та форма, в которой Вы высказали свое мнение, я считаю неуважительной и немного грубоватой, а так любое мнение приветствуется.

    Ваше мнение я имеет право на жизнь, ну а дальше жизнь покажет. Единого мнения у всех по этому поводу быть не может, но я уверен, что адаптироваться к окружающему миру ребенка я научу — это не является для меня проблемой, но окружающий мир таков, что многие взрослые не могут к нему адаптироваться))) и находят себе определенное общение, определенную деятельность, где им комфортно и хорошо. Сейчас не обязательно жить среди волков, если ты таковым не являешься.

    Вопрос адаптации очень интересный конечно, но повторяя Вашу логику, я могу сказать, что это также может быть сильно надуманной проблемой и необязательно проходить все круги ада, чтобы подготовиться к жизни в этом мире.

    Ответить
Галина 28.11.2015
0

Статья полезная, спасибо! Жаль, что при нажатии на соц кнопки, с целью поделиться статьёй, ссылка идёт на сайт в общем. *SORRY*

Ответить
    admin
    admin 28.11.2015
    0

    Действительно.. Благодарю. Будем исправлять.

    Ответить
Наталья 28.11.2015
2

Меня настораживает, что ни в одном отклике на статью не замечено о разделении детей в рамках одной школы по признакам элитарности. Что уж тут говорить о системах образования? Дети под литерой «А» и дети под литерой, соответственно, «Г» в пределах одного школьного сообщества. И Вы, Михаил, это преподносите как норму, и даже находите аргументы в обоснование своей позиции. Не знаю, чья это была инициатива — родителей или педагогов, но желание родителей оградить своих чад от нежелательной среды было учтено.
А разве протесты родителей т.н. «нормальных» детей против интегративного образования не из той же области? «Да чтобы мой ребенок обучался в одном классе с инвалидом!!!» Вот и предпочитают учить детей по компьютеру, а не в условиях реальности.
Кстати, о реальности. Учителя, которые сейчас обучают наших детей — тоже продукт государственной системы образования, которая начала трансформироваться накануне времен перестройки. Их так учили. Так они учат и наших детей. Те же, кто ее не принял, стали искать другие методы обучения детей, с человеческим лицом и с человеческим организмом.
Об организме я упомянула не случайно. Детство — это время формирования физического тела ребенка, и природа именно для реализации этой задачи дает человеку детский возраст. Количество хронических заболеваний у человека, ранние психозы, сниженный иммунитет — это следствие ранней интеллектуализации в образовании. Мозг как ткань — это тоже тело, и невозможно развивать голову отдельно от тела и обеднять человека душевными переживаниями. Перенасыщенность виртуальной реальностью убивает человеческое в человеке.

Ответить
Екатерина 28.11.2015
1

Миша, спасибо вам за очередную чудесную статью! Всегда поражаюсь, как вы умело отвечаете на комментарии, где люди всеми способами доказывают свои мнения и так и ухитряются вытянуть на спор ))))) В живую с вами общаться, наверное, исключительное удовольствие )))) Со всей семьей в целом. Эх, на Новый год вас загадать что ли себе в друзья )))) :-D :-D

Ответить
    admin
    admin 28.11.2015
    0

    Екатерина, благодарю за добрые слова, обращенные ко мне.

    Ответить
    Наталья 28.11.2015
    1

    Екатерина, видно, что здесь нет людей равнодушных. Я, например, написала не из желания вытянуть автора на спор, а потому что наболело: ведь я работаю со сложными детьми, которые и так обделены от природы. А мы, взрослые, вместо того, чтобы использовать их потенциал и грамотно выстроить социальное окружение, еще более усугубляем их состояние. И состояние здоровых детей, кстати, тоже.
    Михаил прав, и я ему за это признательна, что поднимает тему, о которой молчать нельзя. Время уходит безвозвратно, и к сожалению, вернуть упущенные возможности не получится, как бы мы ни старались.

    Ответить
Юлия 28.11.2015
0

Благо Дарю!!!!!! За статью. Правда ! Искренняя благодарность

Ответить
Надежда 28.11.2015
4

Михаил, у Вас замечательная статья, вы затронули все основные моменты, данной проблемы. Согласна с каждым словом. Вспомнила, что я была так же озабочена, только 18 лет назад. Время было другое, новых школ и методик не было. У нас в школах процветало взяточничество и поборы с родителей, не просто поборы, а без стыда и совести. А мне ребенка отдавать в 1-й класс.
Расскажу что я сделала в тех условиях. Составила список подходящих школ и искала знакомых, кто мог дать отзыв о школе, учителях, обучении. Отзывы были неутешительные.
Тогда пошла другим путем, стала искать достойного учителя, чтобы и учитель был отличный и человек хороший. Это важно! Ведь с 1 по 4 класс один учитель и от него много зависит.
Нашла такую учительницу! Дочь ее любила и первые 4 года прошли успешно, да и впоследствии не было проблем, уже в других школах.

Спасибо за статью!
Успешно Вам решения вопроса!

Ответить
Елена 30.11.2015
0

Интересные наблюдения. Моя старшая училась в Вальфдорской школе, не буду описывать минусы- плюсов гораздо больше. А вот сын в такую школу не попал, пришлось отправится в обычную, хотя ему такое обучение более необходимо по здоровью. Стараюсь развивать вне школы: спорт и театральная студия, отличные педагоги.
А кстати, в нашей школе директор делит детей в 1 класс, после зачисления. Разделила 120 на 4 класса, кто куда хотел не учитывает,ни
каких привилегий, учителя тянут жребий. =) =) =)

Ответить
Алина 30.11.2015
1

Статья- прям по живому. Поэтому некоторые комментарии вызывают кучу эмоций и хочется доказывать, как этот человек заблуждается, указать, какие книги ему почитать и что сделать, чтоб в его семье была гармония и пр. Не буду. Мне очень понравились Ваши ценности, Михаил. Спасибо, что делитесь. Я считаю, что свое окружение нужно создавать самому, а не подстраиваться под существующее, разводя руками — так принято, такова жизнь.
Семейное образование для меня было бы замечательным выходом —
так хотелось мне оградить своего ребенка от всех школьных «чудесностей». Теперь, когда появилась возможность такого образования, я спокойна за своих внуков. Я педагог, проблем с обучением не будет. Что касается общения — так оно везде — в секциях, кружках, мастер-классах. У ребенка появляется возможность попробовать многое и выбрать интересное ему. Он сам учится планировать свое время, ставить цели, принимать решения. И нет ненужных эмоций — страха и беспокойства и пр. В общем, я за семейное образование

Ответить
Марина 30.11.2015
4

Михаил, здравствуйте! Очень интересно было читать и услышать Ваше мнение. Тема очень большая и глубокая.
Для меня этот вопрос встал с рождением сына, ещё задолго до школы. Знала, что там не так, как хотелось и что система образования далека от идеала.
Приняла решение озвучивать и комментировать (без оценки, по факту) всё, что происходит вокруг ребёнка пока он был маленький. С самого рождения всегда задумывалась — как это слово, ситуация отразится в будущем на моём сыне? Рассказывала и про школы. Что люди все разные, у каждого свое мнение… Сейчас сын четко понимает что где и как происходит и имеет на это своё мнение. Не всё ещё в силу в возраста, наверное понимает, не со всем столкнулся, работы ещё много, пока не вырастет.

Например, сын расстраивается, если школа «навязывает ему своё видение мира» но чётко понимает, что хочет сам и идёт вперёд! Он музыкант и попал в класс, где никто не понимает искусства. Однажды мне сказал: «Мама, почему спортсменов легко отпускают на соревнования, а как меня на конкурс, так нет? Все считают, что играть на гитаре — это на лавочке у подъезда???» Ребёнок занимает первые места на международных конкурсах по классической гитаре. И он сам принял решение — в классе он не говорит о своих достижениях ни учителю, ни детям. При этом ни слова плохого не говорит ни о ком. И ходит в школу с удовольствием. Но радостью делится только с теми, кто его понимает и не осуждает.

Я считаю, что важно ребёнка научить не делить мир на плохих и хороших. Есть разные люди, разное мнение, каждый имеет право быть таким, каким он хочет. И когда ребёнок это понимает (родитель соответственно!), когда ребёнок может принимать решения, то многое становится проще.
Всем желаю гармонии и радости!

Ответить
    admin
    admin 30.11.2015
    0

    Марина, как замечательно написано!

    Ответить
Анна 30.11.2015
0

Альтернативных школ сейчас много и с каждым годом появляется все больше. Это и понятно. Образование, которое дают в государственных школах, сильно устарело, в этой системе жить тяжело как учителям, так и детям. Все имеет свои плюсы и минусы. Если вы, родители, переводите своего ребенка на семейное обучение, это ответственный и серьезный шаг, вы должны понимать, что вам придется быть для своего ребенка учителем. Но плюсов тут, на мой взгляд, больше, чем минусов. Я думаю, что в будущем вам, Михаил, предстоит выбрать именно этот путь. Тогда вы не будете привязаны к одному месту, а ваш ребенок получит широкий выбор и возможности учиться новому, не теряя интерес ко всему вокруг. К тому же я считаю, что у вас получится стать хорошим учителем для своего ребенка. Да, это ответственный шаг, так как ваш ребенок станет вашим проектом, в который вы будете вкладывать все, что можете и хотите ему дать, а также то, к чему он сам будет тянуться. Я думаю, вы отлично справитесь и сможете организовать образование своего ребенка дома. Да, возможно, придется учиться вместе, но это может быть интересно. Если нужно, могу посоветовать отличных учителей, которые вам в этом смогут помочь. Кроме того, сейчас появляются дистанционные школы, к которым можно бесплатно прикрепляться и у них сдавать аттестации, при этом они выдают все необходимые документы и справки: перечислю некоторые: школа завтрашнего дня, наши пенаты (заочное обучение), 277 Спб. школа, школа Битнера. Что касается социализации и общения ребенка, тут есть варианты: найти единомышленников и дружить семьями, водить ребенка в кружки и творческие студии, ездить в разные семейные поездки, где собираются много единомышленников с детьми. Мы, например, организуем такие выездные школы, называются они МультиМатические – по причине разнообразия того, что на них происходит. Некоторые родители ездят с нами, некоторые нам уже настолько доверяют, что отправляют детей одних. В эти новогодние праздники мы организуем школу в Казани, весной будет ЗПШ в Пущино, летом КЛШ и многое другое. Писать много об этом не буду, все есть в интернете. Интересно на этих школах то, что ребенок попадает в культурно-познавательную среду, где потрясающие преподаватели каждый вечер открывают для них много нового, утром и днем обычно происходят разные активности – осмотр музеев и достопримечательностей, катание на горках и прочие развлечения. Важно, что я заметила, попадая в такую среду, ребенок часто быстрее становится самостоятельнее, получает навыки, нужные в жизни, отдыхает от родительского контроля. Альтернатив много, думаю, что каждый родитель сможет выбрать для своего ребенка лучшую. В этом нам поможет Интернет и современные технологии, а также прекрасные люди, которые подтянутся, когда вы будете в этом нуждаться. Кстати, советую подписаться на клуб поддержки Семейного образования. У них много полезной информации, вебинаров и встреч. Всем удачи в выборе лучшего будущего для ваших детей!

Ответить
Анна 30.11.2015
0

Я преподаватель. Правда преподаю в системе профессионального образования (техникум). Прошло 10 лет как я начала свою карьеру в этой системе. Для себя уже поняла, что между мной и вновь приходящими из школ детьми — огромнейшая пропасть…. Дети (а я их так и называю, хотя они уже вполне сформированные юноши и девушки) приходят к нам в учебное заведение можно сказать «уже воспитанные», со своими ценностями, амбициями…Безусловно, как педагог я стараюсь создавать им благоприятную развивающую среду, но….к сожалению, большей части студентов этого не нужно…Иногда создается такое впечатление, что им вообще ничего не нужно…Ловишь себя на мысли:»…Мне не хочется эту пропасть преодолевать…»
Прикладываешь усилия, строишь мостики внимания и любви — и вот…ребенок раскрывается!…узнаешь его лучше, радуешься его успехам, подогреваешь его интерес к профессиональной деятельности…Но не все дети готовы открыться. Тут и нежелание учиться вообще, и другие интересы, и «пришел ради мамы или папы, а мне это не надо» и многое другое…Пытаешься создать тандем с родителями,хочется помочь ребенку определиться уже хотя бы с профессиональной направленностью, но почти всегда одно и тоже:»Он уже совершеннолетний, не может учиться-пусть идет полы мыть! Нас больше не беспокойте!»…и тут перегораешь….
Нам говорят: меняем подход…Вводят с 2016 года профессиональный СТАНДАРТ преподавателя (стандарт студента и выпускника уже введен)…Вслушайтесь в это слово «СТАНДАРТ»!.. Критерии уже озвучены….Наверно так правильней, больше порядка и прочее…Я не хочу быть «стандартной», я не хочу видеть и учить «стандартных» детей…Но система (мы все инструкции получаем от департамента образования, а они естественно, от вышестоящих) диктует свои правила. Что делать? Либо быть в системе, либо уходить…
Ухожу вот уже три года…я, видимо, мазохист…
Извините, если не совсем в тему, просто наболело….

Ответить
    Ольга 30.11.2015
    0

    Отличная статья, много полезного узнала!

    Ответить
Ольга 30.11.2015
0

Надо же! Сегодня впервые вдруг подумала об этом, хотя дети уже взрослые, как дать ребенку достойное образование минуя обычные школы, и вот ответ!))

Ответить
Оксана 01.12.2015
2

Добрый день Михаил! А как насчет темы «Улучшения имеющихся школ», что-то такое, как учителя по призванию. Со школы, с техникума, с института было так- Все любимые предметы- это те, которые преподавали увлеченные, знающие, любящие свою работу учителя. ПРИМЕР: в школе химия это что-то кошмарное, в техникуме -это самый интересный и увлекательный предмет (Спасибо Раисе Константиновне). Я конечно понимаю , что о своего то ребенка в нашей жизни не просто воспитать как ты хочешь, а уж об остальных детях, о которых не кому заботиться и подавно. Мне очень нравиться, что Вы, Михаил, делаете, спасибо Вам большое. МАСШТАБ ВАШЕЙ РАБОТЫ НУЖНО УВЕЛИЧИВАТЬ!

Ответить
Татьяна 01.12.2015
1

Спасибо, Михаил, за полезную статью. Я придерживаюсь таких же взглядов на воспитание детей, как и Вы, тоже за трезвость и вегетарианство, так же сталкивалась с откровенным хамством в д/саде и школе, и выхода не видела. а вчера после прочтения статьи я сразу вышла на сайт Жохова, ОЧЕНЬ обрадовалась, что это есть в России, но еще более была обрадована и удивлена, что эти классы уже есть и в нашем городе, Нижнем Новгороде. У меня растет второй сын, которому еще нет и года, но зато я теперь точно знаю, что в обычную школу его низачто не отдам! СПАСИБО еще раз огромное, что делитесь своим опытом!!!

Ответить
Ольга 02.05.2017
0

Михаил, согласна со многими Вашими суждениями. Но безумно обидно за Ваш отзыв о школьных уроках физкультуры. Грамотный учитель не просто заставит сдавать нормативы, а научит технике основных двигательных действий, познакомит с разными видами спорта, техникой безопасности, научит достойно побеждать и проигрывать. А заинтересовать ребенка 7-12 лет йогой (особенно, если он холерик) практически невозможно. Если в школьном возрасте не способствовать гармоничному развитию всех двигательных качеств — выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости — в дальнейшем будут большие проблемы и со здоровьем, и с координацией движений. Далеко не каждый родитель владеет методиками физического воспитания, поэтому без уроков физической культуры никак.

Ответить
    admin
    admin 03.05.2017
    0

    Ольга, я не говорю о том, что все учителя физкультуры плохие, я говорю о системе. Забудем про йогу))) Есть куча комплексов, которые к ней не относятся, но делают здоровым тело и создают благоприятную привычку. То, о чем вы пишите не было в моем возрасте на уроках физкультуры: гармоничное развитие ловкости, гибкости и так далее… Никто из моих одноклассников не научился ничему толковому на этих уроках, никто не стал более гибким и здоровым, да и с чего им стать быстрым и ловким, если там нет системы, которая реально бы формировала данные качества. Ну и возникает вопрос о том, что девочкам и мальчикам от физкультуры нужны разные вещи… Физкультура — это хорошо, но не в том виде, какая она существует сейчас, система просто неэффективна.

    Ответить
Наталья 08.05.2018
0

Михаил, спасибо за статью. Многое отвечает моим мыслям. Пока перед нами вопрос школы не стоит — ещё трёх нет — но скорее всего это будет домашнее обучение. Я вообще против школьной программы, в какой бы форме она не подносилась. Вся сегодняшняя школа — это прошлый век ,даже с новыми технологиями и учебниками. Информация то осталась старой. Например, учебник по истории нельзя даже в руки брать, не то что читать ребёнку. Враньё страшное — что русичи до христианства мауглями на деревьях жили а благодетили Кирилл и Мефодий их научили разговаривать и читать и т.д. Там не расскажут как организовываются войны и революции из заграницы,кем на самом деле были наши лидеры — да вообще знает ли кто настоящую историю?. Не всё так просто и с физическими законами, на ютубе ролики о том что Земля не такая и круглая, а Солнце и планеты вообще другие. Не говоря о том что мало кому пригодились косинусы и интегралы из алгебры. И т.д по всем другим предметам. Так что для меня в приоритете не тактично накачать ребенка программной информацией, а развить способности на такой уровень (сейчас это называется сверхспособности — хотя это элементарные навыки Человека) чтобы он сам мог получить любую нужную информацию в любое время

Ответить
=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* +