Конструктор реальности
Проект Михаила Гаврилова

Что нужно знать о том, как развивается мышление и психика ребенка.

24.05.2017

Чтобы вырастить своего ребенка счастливым, очень важно его понимать. Я не открою вам секрета, если скажу, что психика ребенка и его мышление развиваются поэтапно. Это понимает каждый взрослый, но, видимо, не до конца или банально забывает об этом, когда требует от ребенка, чтобы он мыслил как взрослый.

Часто можно увидеть раздражение у родителя, если ребенок неловко себя ведет, не понимает простых вещей, не видит длинных логических связей, наводит беспорядок, не чувствует времени или пространства. В этой статье мы остановимся на основных этапах развития мышления и психики ребенка, а потом чуть внимательнее присмотримся к своему чаду и увидим, как он на самом деле видит мир.

Важно понимать, что процесс мышления тесно связан с физиологией. Ребенок в определенном возрасте не только не обладает информацией, которой обладают взрослые, но и на физическом уровне просто не способен эту информацию обрабатывать так, как это может сделать взрослый человек. Для этого еще не сформировались необходимые структуры.

Если вы будете внимательны, то увидите это. Особенно в конфликтных ситуациях. Когда ребенок сделал что-то не так, то его достаточно хорошенько расспросить о том, что он думает по поводу своих поступков, и увидеть, что он принимает запрет, но по-настоящему не понимает, почему же так делать нельзя.

Конечно, развитие у разных детей отличается, есть даже такой термин, как психологический возраст, который показывает, на какой стадии находится развитие мышление у ребенка.

Если обратиться к классике детской психологии, то в развитии мышления можно выделить следующие стадии:

1. Сенсомоторный интеллект в возрасте от 0 до 2 лет

На этой стадии ребенок познает предметы и материальный мир в его самых простых проявлениях, осмысляет свойства окружающего мира, познает самые простые законы физики. Начинает отделять себя от окружающего мира, потихонечку осознает свое «Я», которое ранее было неразрывно связано с окружающим пространством.

В этот период мышление называют наглядно-действенным, когда мыслительные операции происходят с предметами, с которыми ребенок взаимодействует в конкретный момент времени.

В этом возрасте будет замечательно, если родители не будут препятствовать получать ребенку тот опыт, который ему крайне необходим для развития. Ребенок будет с удовольствием размазывать кашу по столу, кидать вниз разные предметы со стульчика, тянуться ко всем вещам, которые попали в его поле зрения.

На данном этапе развития требовать от ребенка покорности, все запрещать и сужать возможность получения необходимого опыта не только глупо, но и просто губительно для развития.

2. Дооперациональное мышление, возраст от 2 до 7 лет

Период характеризуется бурным развитием речи, и мышление переходит на совершенно иной уровень. Начинает развиваться эгоцентризм (не путать с эгоизмом), формируются новые представления о мире и своем месте в нем.

Ж. Пиаже считал, что ребенок в этом возрасте еще не может мыслить логическими операциями, поэтому и назвал этот период дооперационным. Необходимо уточнить, что здесь имеется в виду, что ребенок не может мыслить логически с точки зрения взрослого человека, у детей в этом возрасте «своя логика».

В этом возрасте может возникнуть наибольшее количество сложных ситуаций для родителей.

Дело в том, что, когда ребенок совсем маленький, не умеет говорить и толком ходить, большинство родителей относятся к причудам и желаниям малыша адекватно, полностью принимают его ребячество, непосредственность, поддерживают его желания, но теперь, когда ребенок уже неплохо говорит, бегает и кажется вполне самостоятельным, родители часто переключаются из режима «терпеливого родителя» в режим родителя-«надзирателя».

К ребенку начинают предъявляться требования, которые не соответствуют его уровню развития мышления и психики.

Да, ребенок уже многое может понимать, но по большей части продолжает оставаться ребенком, просто физиологически неспособным к определенным мыслительным процессам, которые взрослому кажутся довольно простыми.

Мышление в этот период принято называть наглядно-образным. В течение всего периода происходит процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а потом и к словесному.

В формате наглядно-действенного мышления ребенку необходимо было обязательно выполнять действия с предметами в реальности, а теперь ребенок уже может выполнять действия с предметами в уме посредством образов. Ему теперь не обязательно брать предметы в руки и осуществлять с ними операции, чтобы увидеть то, как они фактически взаимодействуют.

У ребенка действительно происходит серьезный сдвиг в мышлении и в развитии психики, он уже не младенец, но еще далеко не взрослый.

Еще рано требовать от ребенка, чтобы он мог поставить себя на место другого, посмотреть на мир глазами другого человека. Еще рано требовать, чтобы ребенок осознал, как тяжело заработать деньги на разбившуюся вазу, как сложно маме потом отстирать испачканную одежду и так далее.

Нормальным является рассказывать об этом, помогать осознать длинные логические связи, но крайне важно делать скидку на то, на какой стадии развития мышления находится ребенок. Видеть, когда ребенок понимает ситуацию, а когда соглашается только из-за того, чтобы не услышать осуждения и не получить наказания.

Тут надо просто быть внимательнее и спрашивать ребенка о том, как он видит этот мир, тогда вы будете четко представлять, что ребенок сейчас понимает, а что нет. Я предлагаю вам внимательно присмотреться к определенным свойствам поведения и мышления ребенка.

1) обратите внимание на то, как ребенок мыслит в плане логики. Поинтересуйтесь у него о причинно-следственных связях различных событий;

2) попробуйте понять, как ребенок понимает время: с чем ребенок отожествляет различное время суток, насколько он понимает смысл будущего и прошедшего времени, как часто задает вопросы «когда?», «через какое время?», отличает ли он это понятие от «где?»;

3) какое ребенок имеет представление о количестве. Самый простой тест можно провести с водой. Возьмите и при ребенке и налейте воду в неглубокую тарелку, а потом перелейте в прозрачный стакан. После спросите о том, где воды больше. После получения ответа поинтересуйтесь, почему – и вы сможете увидеть реальную мыслительную деятельность вашего чада.

3. Стадия конкретных операций, 6–10 лет

В этом возрасте дети достаточно хорошо мыслят логически, но еще недостаточно хорошо абстрактно. Это можно заметить по тому, как ребенок определяет мотивы поступков других людей и какие он использует мотивы для собственных поступков.

Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции, которые могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

4. Абстрактное мышление, после 10 лет

Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Ребенок начинает формировать такие абстрактные понятия, как судьба или справедливость.

Бытовые ситуации

Именно в быту проявляется нетерпение родителей, а бывает, что и откровенное невежество. Давайте рассмотрим несколько типичных примеров.

Ориентация в пространстве

Мы можем увидеть, как часто дети некорректно располагаются в пространстве. Встают посередине дороги, заграждают проход и так далее.

Давайте подумаем над тем, какие мыслительные операции должны произойти, чтобы взрослый, когда заходит в лифт, подумал о том, что в него еще зайдут люди и надо встать так, чтобы поместился другой человек или коляска.

Нужно не только в голове представить эту ситуацию, надо просчитать несколько шагов вперед, представить пространство, размеры этого пространства, потом мысленно поместить в это пространство объекты, чтобы потом в голове собрать картинку и сделать вывод о том, что надо встать в дальнем углу лифта, чтобы все объекты поместились.

Взрослый даже не задумывается об этом, но сможет ли такой мыслительный процесс совершиться в голове ребенка? Стоит ли его ругать и злиться на него, если он не просчитал в уме данную ситуацию?

Думаю, что стоит набраться терпения, понаблюдать за действиями ребенка и расспросить его о том, как он выбирает места, где встать, сесть, лечь и так далее…

То же самое касается предметов, которые стоят на краю стола, и других ситуаций, которые требуют прокручивания в голове нескольких шагов и создания логических цепочек с объектами у себя в уме. Ребенок может их не просчитывать, так как его фокус внимания погружен на другой объект или он физически еще не способен к такому типу мышления.

Представление об эмоциях других людей и последствия определенных действий

Это самое интересное. Ребенок обижает другого ребенка. Например, он его толкает. Взрослый сразу понимает, что ребенок, которого толкнули, упадет, ударится, будет плакать. Может оценить уровень боли от падения, прочувствовать на себе чувство другого человека. У взрослого это происходит естественным образом, это кажется так просто. Просто ли это для ребенка?

Есть ли у ребенка возможность реально это осознать, прокрутить в голове с учетом его эмоционального состояния, в котором он проживает здесь и сейчас, когда его реакции часто идут из подсознания.

Попробуйте расспросить об этом ребенка…

Что требуется от родителей?

Понимать, что ребенок растет не только физически, но и психически. В данной статье я рассказал об этапах развития мышления, но следует понимать, что со временем делаются новые открытия в этой области и каждый ребенок индивидуален.

Не стоит ругать ребенка за то, что он, по вашему мнению, медлителен, нетерпелив, неаккуратен и так далее.

Присмотритесь к своим детям. Для детей самым главным является любовь родителей, и они готовы все сделать, чтобы их любили, поэтому они принимают запреты и табу, но не всегда действительно понимают их. А нарушают запреты потому, что легко забыть то, чего не понимаешь…

Ребенок – это не маленький взрослый… Терпения Вам и любви!

Email рассылка Михаила Гаврилова
Нажимая на кнопку «Получать рассылку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных: Политика конфиденциальности
Комментарии:
=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* +