Конструктор реальности
Проект Михаила Гаврилова

Как стать жаворонком, если ты сова?

07.12.2015

Перед Вами необычная статья.

Часть этой статьи написана участниками моего тренинга “Конструктор реальности” на основе своего личного опыта, часть – мой текст, поэтому статья будет состоять из нескольких частей. Введение в тему, некоторые пояснения и рекомендации от меня о том,  как стать жаворонком, если ты сова + опыт людей, которые раньше считали себя «совами» по природе.

Сова смотрит пристально

Поехали!

Все мы знакомы с теорией о том, что есть «жаворонки» и «совы». Что, мол, одни люди по природе бодрствуют ночью, а другие – с утра. Для многих это стало отличным объяснением того, чтобы законно сидеть по ночам в Интернете, параллельно опустошая холодильник, что это, типа, моя природа.

К сожалению, понять, природа это или просто разгильдяйство, которое приносит вред и делает жизнь хуже, не представляется возможным, так как нет прибора, который определяет «жаворонок» Вы или «сова».

Согласно этой теории можно придумать также теорию о чем угодно, чтобы оправдать свои слабости. Чтобы пить алкоголь, есть на ночь и заниматься прочими делами, которые явно вредят физическому и ментальному здоровью.

Не хочется спорить о том, есть ли «совы» или нет. Я лишь скажу, что людей, которые начали вставать рано, хотя до этого просто не могли себе представить это и ненавидели утро, я встречаю постоянно на своих тренингах, из чего я могу сделать вывод, что нормальным для человека является ночью спать, а не бодрствовать.

История Анны:

Я из этих)))…. Из тех, кто всю жизнь считал себя «совой». Сколько себя помню со школы, вставать по утрам было неимоверно трудно. Часто просыпала, часто опаздывала. Но главным критерием, по которому я решила, что «сова», – время дня с максимальной эффективностью. Лучше всего я соображала после 8 вечера, а самые классные сочинения писала после 12 ночи)).

Помню как мечтала, чтобы наш класс хоть один год поучился во вторую смену… Не сложилось)).

Во взрослой жизни на работу приходилось вставать в разное время. Иногда в 7, иногда 6 утра, но это всегда было пыткой, эмоциональным насилием и страшным стрессом. Когда перешла на удаленную работу, график сна и бодрствования несколько раз становился с ног на голову. Был примерно год, когда я засыпала в 6-7 утра и просыпалась в 13 дня. Хотя чувствовала себя при этом развалиной, списывала такое состояние на усталость, низкое давление и физиологию.
В тренинге пересмотрела убеждение, что я «сова» и нужно с этим смириться. Решила попробовать просто потому, что поверила Михаилу)). Поверила, что ранние подъемы помогут чувствовать себя лучше и не проводить полдня в состоянии «вареного овоща».

Было очень трудно. Почти как сдвинуть автобус самому. Знаете, как в шоу про толстяков показывают, когда надевают лямку на грудь, и они тянут за собой автобус наперегонки. Примерно также я себя чувствовала, когда ломала график привычного подъема. Срывалась и начинала сначала. Да и сейчас, полгода спустя, вставать рано все еще трудно. Я просыпаюсь между 7 и 8 утра с будильником. Но каждое утро я чувствую себя человеком, а не «вареным овощем».

Более того, опытным путем обнаружила, что самочувствие определяется каждым лишним часом утреннего сна. Например, вставая в 7-8, я чувствую себя хорошо. Если сплю до 9-9.30, встаю вялой и разбитой. Иногда именно поздний подъем становится причиной головной боли.

В общем, сейчас я не стала бы утверждать, что я «сова» и для меня физиологически правильно ложиться в 2 часа ночи и просыпаться в 11 утра. Думаю, это многолетняя привычка + стереотип и нарушенные биоритмы сна и бодрствования.

А вот, что рассказывает по поводу режима Татьяна:

Я всегда с ранней молодости считала, что я «сова»! Мне совершенно легко было ложиться спать в 12-час-два ночи, но зато утром, если вставать раньше 9ч утра, то я вообще себя человеком не чувствовала.

Во время учебы в вузе вставать нужно было рано, где то в 6.30, это было тяжело очень. При этом лечь спать пораньше я всё равно не могла. Добирала дневным сном после занятий )). Когда работала в офисе, приучила себя в рабочие дни ложиться спать не позже 23.00, чтобы при подъеме в 7.00 голова работала ясно весь день, нужно было быть очень внимательной т.к. работала в банке.

Если честно, одним из основных пунктов мотивации для открытия собственного бизнеса как раз был этот вопрос – возможность утром спать хотя бы до 9, а работать по вечерам. Много лет так и делала. Да что уж там, еще прошлой зимой вставала с огромным трудом в 6.30, помогала собраться в школу сыну, кормила его завтраком, а потом снова ложилась спать до 9.30-10.00

В первом КР в марте мне было мучительно трудно вставать и не ложиться потом «досыпать». Привычка не прижилась за 21 день, что уж скрывать. А вот второе участие в КР в мае просто чудеса сотворило! Конечно, еще сыграл свою роль сезон: летом ранний подъем всегда полегче давался, но этим летом просто песня: легко вставала в 6.30, бодрая, веселая, после зарядки всегда есть аппетит для полноценного завтрака (раньше если приходилось так рано вставать, то есть не могла совсем).

Правда, и время вечернего бодрствования сдвинулось: теперь уже в 22.30-23.00 спать очень хочется, до часу ночи посидеть фильм посмотреть, как раньше, даже в голову не приходит.
Так что, если раньше я точно знала, что люди делятся на «сов» и «жаворонков», то теперь я практически уверена в обратном. Правда, проснуться раньше 6.00 мне пока не удается. При соблюдении такого режима сна – отбой до 23.00 и подъем в 6-6.30 – днем потом совсем другой заряд бодрости, энергии гораздо больше.

Вот пример того, как это происходило в жизни у Алины:

Всю свою жизнь я считала себя «совушкой».

На работу мне к 8 часам, поэтому приходилось вставать в 6.20, и на будильник я всегда смотрела, как на своего злейшего врага. А в выходные просто отсыпалась и кайфовала от того, что можно спать и до 10, и до 11 утра.

Я с лета прошлого года подрабатывала модератором вебинаров, а время-то у всех вебинаров московское, а у меня +3 к Москве. Ну и приходилось работать то до 2, то до 3 часов ночи.  А в отпуске в этом году, в феврале, проводила конференцию. Тоже ложилась в 3-4 часа ночи, а вставала в 11-12 часов дня. Мне тогда это казалось нормальным, чувствовала себя вполне комфортно. Но зато потом, когда вышла на работу, началось что-то ужасное. Бессонница, какие-то постоянные простуды, апатия. И так все лето.

В выходные просто дрыхла до 10-11 часов, а на работу потом вставала рано. Ну, и спала по 3-4 часа в сутки. Да еще и носилась по квартире, чтобы все успеть, как полоумная. Приходила с работы, ужинала и проваливалась на часик в сон, просто уже падала.

Все изменилось, когда я узнала про тренинг “Конструктор реальности”.

За три недели научилась вставать в 5.30, делать гимнастику Норбекова по утрам, а потом уже и на йогу перешла. Йога и утренняя шавасана мне очень-очень помогают обрести бодрость на целый день и успокоить ум. Теперь я утром спокойна, как удав, никуда не тороплюсь и всё успеваю. И еще по улице успеваю пройтись спокойно, никуда не торопясь, разглядывая то небо, то снежинки и чувствуя, что я тоже часть природы. Это здорово!

А утренний душ – какая свежесть после него в теле. А неторопливый завтрак по утрам, когда ощущаешь неповторимый вкус каждого съеденного кусочка. Я, наверное, завтракала только в школе, уже даже и не помню. Ведь еще совсем недавно я прибегала на работу, пила быстренько чай с какой-нибудь булочкой.

Эти утренние умиротворенные часы дают мне заряд спокойствия на целый день. И спать я ложусь теперь не позже 11 часов вечера, а часто и в 10. Бессонница тоже меня покинула и самочувствие, и ощущение жизни стали намного лучше. Чего и всем желаю!!!

Вот пример Аси:

Всю жизнь считала себя «совой». Моя подруга была «жаворонком». Помню нас обеих в школе: я сидела за уроками всегда очень поздно вечером, а она никогда не делала уроки после школы, вместо этого гуляла, много книг читала – серьезных, исторических, ходила на кружки, гуляла с собакой, отдыхала. А вставала потом в 5 утра и до 8 делала все уроки, и училась всегда на отлично.

Я ей по-хорошему завидовала и считала, что я так не могу. И до последних месяцев я всегда ложилась поздно спать, считая, что поздний вечер – это мое время, когда никто не мешает дома и я могу сосредоточиться, и это для меня эффективно.

Это подогревали во мне разные вебинары по работе для мам, в которых говорилось что это нормально: мама должна работать ночью, когда ребенок спит и все близкие не беспокоят. Сейчас я понимаю, что маме надо, прежде всего, самой высыпаться, иначе ее ни на что не хватит точно! В результате чувствовала себя усталой.

Когда вставала рано (на природе, в походе), то всегда была бодрой, но это было очень-очень редко. Моя мама также до сих пор «сова». Так было принято жить у нас в семье – поздно ложиться спать. Я считала это нормальным и привычным для себя. На КР я стала ложиться спать самое позднее в 23 часа, иногда даже удается в 21 или в 22 часа, вставать в 6, самое позднее – в 7.

Даже в выходные я не могу – просто физически не могу – долго спать ( а раньше все детство и далее во взрослой жизни я могла спать в выходной до 9-10 часов, если никто не будил, конечно, и если не ставила себе будильник). Поэтому делаю вывод, что вообще-то, оказывается, я и не «сова» вовсе :)))), а просто жила в условиях, когда все в семье были «совами», и к этому привыкла. Такая вот была вредная привычка.

Сейчас никто – никто – не заставит меня вернуться к этому прошлому. Сейчас абсолютно нормально, что даже по работе мне пишут в 6-7 утра, а не в 1 час ночи, как это было раньше, и мы быстро всё решаем с утра пораньше. Раньше я даже не представляла этого.

Помню первые дни в КР, когда я зашла в чат в самый первый день примерно в 6.30-40, а там… огромный перечень сообщений людей, которые уже встали, почитали книгу, умылись, поели и даже к этому времени погуляли с собакой!!! А я только встала. У меня был шок. Это очень стимулировало! (потом оказалось что они в другом часовом поясе – поэтому у меня и показывалось, что они написали утреннее сообщение в 4 утра, но это я узнала уже потом :))))) Но тогда это была встряска. Сейчас у меня наоборот: ощущение, что все встают рано, и это абсолютно нормально. И ненормально, если это не так :).

Вот такие истории….

Подробно о том, как из «совы» стать «жаворонком» я рассказывал в своей статье «Как научиться вставать рано утром». Там я давал пошаговое руководство, прочитайте ее.

Ну, а самый простой совет из всех возможных – просто приходите на тренинг «Конструктор реальности», там, в сообществе единомышленников, эта привычка внедряется очень быстро и максимально легко.

Всем желаю приятных пробуждений и хороших снов!

Видеоверсия статьи:

Email рассылка Михаила Гаврилова
Нажимая на кнопку «Получать рассылку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных: Политика конфиденциальности
Комментарии:
Алексей 07.12.2015
1

Полностью согласен с автором в том, что ночью человек должен спать. И ложиться нужно в 21-22 часа, потому как 24.00 — это уже Полночь, т.е. половина ночи прошла.

Ответить
ol 08.12.2015
2

А нет случайно информации, как приучить себя к регулярным действиям? У меня это очень большая проблема, не могу жить по графику, прямо заболеваю и производительность сильно падает, легче, когда хоть какая-то спонатанность, максимум, что могу — сделать работу к какому-то там сроку, а в промежутке чередовать разные занятия. Но каждый день одно и то же для меня прямо убийственно. Большое спасибо.

Ответить
    admin
    admin 08.12.2015
    1

    Надо разделять природу и привычку. Сложно сказать, не знаю Вас, где что…. Утро может быть каждый день спонтанным — сегодня встали в 5-30, а завтра в 6 утра))))

    Ответить
    Андрей 09.12.2015
    2

    Регулярным — значит повторяющимся. Рутина. А у Вас, можно предположить, эмоциональная потребность преодолевать препятствия и от этого получать радость, удовольствие от новых (нерегулярных) действий. Своего рода психологический экстрим. И своего рода зависимость. Потребность в новом, но в кратковременном.
    Рутина это бег на марафонскую дистанцию.
    Поэтому проблема в другом. В питании. Да, да. Перестаньте держать близко сладости — шоколадки, сахар и т.п. быстроусвояемые углеводы. Это выплеск бурной энергии. Кратковременной и неуправляемой. А Вам необходимо перейти на каши, т.е. углеводы длительного времени усвояемости. С этого начните.

    Ответить
      admin
      admin 09.12.2015
      0

      Андрей, очень интересные мысли!

      Ответить
Анна 08.12.2015
0

Полностью согласна и поддерживаю всё, что написано, но в теме деления людей на сов и жаворонков возникает вопрос. Ведь есть же действительно люди, которые сами и совершенно естественно просыпаются очень-очень рано! У меня есть такая знакомая. Она всю жизнь встает самое позднее в 5 утра, успевает уйму дел переделать, а вечером засыпает часов в 9. В то время как многие другие (и я в том числе) добиваются этого путем суровой работы над собой, на тренингах и т.п. То, что у одних — просто норма жизни, у других — результат осознанной (и трудной!) работы. Получается, есть всё же какие-то различия в природе людей именно в этой сфере? И дело не только в осознанном влиянии на режим, но и в чём-то другом?

Ответить
    admin
    admin 09.12.2015
    0

    Тут может быть множество причин и действительно, есть люди, которым это дается легче или вообще без напряжения в силу РАЗНЫХ причин, это естественно, но сути не меняет. Это знаете, как есть люди, типа меня, которые могут есть что угодно, но никогда не будут толстыми, а кому-то надо очень сильно следить за своим рационом, иначе разопрет так, что будет тяжело ходить, но при этом таким людям не повод есть много…

    Ответить
Надежда 09.12.2015
5

Мне 54 года из них 48 лет вела образ жизни можно назвать совы. Сейчас просыпаюсь в 4-00 утра и прекрасно себя чувствую. Молитва с утра весь день меняет к лучшему. Проверено.

Ответить
Игорь 09.12.2015
2

Я также раньше был сторонником режима «совы». Но в прошлом году, летом попробовал перейти на режим «жаворонка». Ощущения были удивительные. День стал в 2 раза длиннее. До полудня, казалось, я делал всю важную работу, не было ощущения суеты и погони за убегающим от меня временем. Именно тогда я задумался, насколько естественно человеку просыпаться рано утром и что ночная жизнь навязана: а) ночной жизнью города б) обманом о лучшей продуктивности ночью, в) верой в нехватку продуктивного времени, которое пополняется после полуночи. =)

Ответить
Pavel 09.12.2015
3

Читал подобные статьи еще лет 10 назад. Изначально даже поверил в то, что в жаворонка превратиться легко и что это вообще возможно и главное нужно делать.

Сейчас я не верю в то, что нужно становиться жаворонком.

Нам бог дал определенные склонности — это часть нашей природы. И Быть совой или Жаворонком — не нам это решать. Это решает наша природа, наш организм.

Сможешь ли ты что-нибудь поменять в океане? Такой вопрос задал просветвленный дзенбуддист своему ученику, когда тот думал, что нужно менять всех людей вокруг.

Если человеку дается от рождения такая склонность к позднему подъему, раннему сну, то значит это кому то нужно. Зачем ему переучиваться, у него ведь своё предназначение. Ему будет гораздо больше пользы от утреннего сна, ежели чем от ночного.

Лично я сам ложусь часа в 2-3 ночи. Ночами мне и работать гораздо проще. а точнее вечерами и ночами. Ложусь не потому что хочу, а потому что надо. В то же время самый приятный сон у меня начинается после 8-ми утра. Так было всегда — особенно этот кайф я прочувствовал когда учился во вторую смену в институте. Именно тогда я начал практиковать осознанные сновидения, которые давались мне только утром.

На одной из работ мне приходилось приезжать к 8 утра на работу. Для этого я вставал в 7 утра. За 2 года я конечно привык. Но Каждый раз мне приходилось выпивать с утра кружку кофе и принимать душ чтобы пробудиться и мои мозги на работе работали менее продуктивно в первой половине дня, а я это очень даже хорошо мог прочувствовать, ведь был программистом.

В школе в младших классах меня вообще вспоминают как сонного мальчика, который делал все медленно — думал, двигался, разговаривал. И все это имело место когда я учился в первую смену. Меня даже отдавали в бассейн, чтоб я как то оживился.

Когда же я полноценно высыпался учась во вторую смену, то и с успеваемостью был полный порядок и с подвижностью.

Есть ведь люди, которые просыпаются в 5-6 утра и спокойно себе бодрствуют в первой половине дня, но уже вечером им начинает хотеться спать. Есть. Таких людей много. Пусть они более успешные, но у них другая природа. ИМ ведь тоже иногда приходилось переучиваться в СОВ. Например, если такая девушка выходила замуж за мужчину-Сову, который любил, чтобы с ним до допоздна смотрели телевизор и потом еще по утрам отсыпались вместе в постеле. Только жаворонки в таком случае становились несчастными, весь день у них шел наперекосяк и они испытывали огромную степень счастья и свободы после развода с таким человеком.

Так зачем же пытаться изменить океан? Чтобы стать похожими на других? Или начать верить Ведам и Буддистам и начать вставать в 4 утра, чтобы медитировать? Я за то, чтобы уметь слушать свой организм и жить как тебе подсказывает твои особенности, а не подстраиваться под шаблон «успешности».

Ответить
    admin
    admin 09.12.2015
    2

    Естественно у каждого свое мнение на этот счет, но я практик. Практикую сам и наблюдаю за тем, что практикуют мои ученики. Я привел примеры в статье людей, которые раньше считали себя совами по природе, но все изменилось с ног на голову. Таких примеров сотни. Где природа, а где привычка? Это разные вещи, которые легко спутать. Например, одни могут играть в компьютерные игры сутками, а другим они не интересны. Заядлый игрок в компьютер может сказать, что это его природа такая и продолжать играя в игры без меры разрушать себя и свою жизнь, тоже самое с едой. Тоже самое может быть и со сном.

    Очень хороший пример про маленьких детей. Все родители видят по ребенку, что он устал и ему бы поспать и отдохнуть, но ребенок чаще всего приходит в ярость, когда ему говорят об этом… Если ребенок поспит, он не будет капризничать и ему будет реально лучше, но он не понимает этого..

    Благодарю за Ваше мнение, но еще раз отмечу то, что многие путают привычку и природу.

    Ответить
Aza 09.12.2015
1

Очень даже любопытно!
Побуждает задуматься о своем образе жизни.
Спасибо! *IN LOVE*

Ответить
Никита 09.12.2015
0

Заранее прошу прощения, но хочу задать вопрос не по теме режима дня.

Можно ли как-то восстановить доступ к материалам тренинга «Как создать свой сайт»? Очень нужно! Этой осенью потерял работу. 2 месяца искал и пробовал разные варианты, но ничего не подошло. То ли время не подходящее перед новогодними праздниками, то ли реально КРИЗИС….

Ответить
    admin
    admin 09.12.2015
    0

    Напишите этот вопрос пожалуйста в тех поддержку.

    Ответить
Николай 09.12.2015
3

Михаил, ну какой еще вред???

«Они прожили день, а вы его проспали». Жаворонки спят столько же.
Как по мне ложиться с «курями» не лучшй вариант.

Я просыпаюсь в 12 в 13 дня сплю положенное время (8 часов в среднем).
И чувствую себя как «феррари»
-Свежесть и ясность ума.
-Хорошее физичиское здоровье (хотья и ем трупы животных)
Мне 33 года. Я легко подтягиваюсь 30 раз. 100 отжиманиий — не проблема.
На руку валю практически всех кого знаю. И сов и жаворонков и мясоедов и травоедов.
И огромных ребят, которые в полтора раза больше меня.
Год назад на спор пробежал 15 км. (хотя я ниразу в жизни не бегал более 3 км.)
Причем, что несколько лет не бегал вообще. Правда в последующие несколько дней ходил как робот, ну это такое))
Когда еще работал на наемной работе. Я сменил несколько работ.
Первый вопрос, который я себе задавал. Достаточно ли платят, чтобы мне вставать утром.
Для меня ранний подъем — это уже 60% выполненной работы (не шучу) Эта самая трудная часть.
Не так давно практиковал ранний подъем.
Продержался месяц.
Действительно много успеваешь к 12 дня. Даже непривыно было. Зато остальную часть дня
ходишь в режиме «тормоза»
И когда я проспал 2 матча Лиги Чемпионов (ложился смотреть и засыпал)
Решил, что оно того не стоит. И как гора с плечь))

Вот моя реальная история. И моя реальная практика (как вы любите повторять)
Никакой вялости я не чувствую, хоть и просыпаюсь, тогда, когда, другие люди идут обедать.
А ложусь, тогда, когда многие уже просыпаются.

Ответить
    admin
    admin 09.12.2015
    0

    Николай, благодарю Вас, что делитесь своим реальным опытом. Я не знаю все обстоятельства Вашего опыта с ранним подъемом, не знаю Вас, Ваш образ жизни, поэтому я дистанционно не могу Вам что-то посоветовать, увидеть вред, сравнить Ваши состояния при разных режимах, как-то с Вами спорить или сделать какой-либо вывод. Свое мнение я описал в статье и поделился опытом участников своих тренингов.

    Ответить
Светлана 09.12.2015
0

Я согласна, что надо раньше вставать, но подскажите как мне быть, если приходиться работать в три смены и когда я утром прихожу с работы , то ложусь спать, когда с вечерней смены прихожу в час ночи. то ложусь в три часа ночи, и так по 4 дня, т.е. 4 дня — дневная смена, 4 дня вечерняя смена,4 дня ночная смена, между ними выходной. Как при таком графике рано ложиться и рано вставать?

Ответить
    admin
    admin 09.12.2015
    0

    Если честно, то не очень представляю при таком графике держать режим, возможно ли это?…. Если бы я оказался в такой ситуации, то я бы искал другую работу, так как помню ночные смены, когда был студентом — для меня нет ничего хуже ночью работать, просто ужас, как мне было плохо.. Особенно в некоторые ночные часы.. Просто тушите свет…

    Ответить
Асия 10.12.2015
0

Очень интересная статья, согласна с ним. в моей жизни тоже присутствует такая вредная привычка. но проблема в следующем: в этом году я начала соблюдать Ислам, отношусь к этому очень серьезно, читаю намазы ежедневно, но проблема возникает преимущество летом: время утреннего и ночного намаза меняются в зависимости от восхода и заката, да еще я живу в регионе, приравненного к районам крайнего севера (белые ночи, ранний восход, поздний закат). зимой такой проблемы нет. чтобы вы могли посоветовать в моем случае?

Ответить
    admin
    admin 21.12.2015
    0

    Асия, тут сложно дать совет дистанционно. Экспериментируйте и найдете для себя оптимальный режим.

    Ответить
Сава 22.07.2017
0

Я ложусь утром. В жизни я очень волевой человек и победил много пороков: алкоголизм, курение, обжорство, прокрастинацию. Но когда речь заходит о режиме дня — я слабовольный овощ. Это со стороны очень забавно: просыпаюсь в 14:00 иду под ледяной душ, бегу кросс, иду в спортзал — вечером поздно турник, отжимания. С таким характером нужно вставать самое позднее в 7 утра. Но это для меня фантастика. Люди мечтают разбогатеть, слетать в космос, не работать и чтоб всё было, сделать карьеру, стать знаменитым и пр пр. А у меня мечта жизни — режим дня.

Ответить
=) 8) :( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* +